Рассказываем историю фотографа, видеографа, автора песен и создателя арт-проекта «Под пыльным небом» Константина Савельева. Его работы передают неотёсанный и реалистичный облик повседневности, лишённый искусственного блеска и вылизанного гламура, но при этом наполненный острыми углами, жизненными шероховатостями и уязвимостями.
С самого раннего возраста меня интересовало всё, что было связано с визуальным искусством. Ну, например, фильмы. Причем я любил совершенно не то кино, которое смотрели мои ровесники. Любил что-то по типу «Сонной лощины» Тима Бёртона, «Ван Хельсинга» и «Мумии» Стивена Соммерса. Эти фильмы, как правило, объединяла какая-то готическая стилистика, что формировало моё визуальное представление. Нет, я тогда не знал ни про атмосферу, ни про постановку кадра. Просто осознавал, что у них есть какая-то интересная история.
Когда научился держать ручку в руках и хоть как-то писать буквы, мама стала покупать мне толстые тетради, в которых время от времени я писал придуманные коротенькие рассказы. Это в целом сформировало некое представление о том, как нужно рассказывать историю.
Затем родители отвели меня в художку. Там появились базовые знания о цвете и композиции. Уже после этого всё постепенно стало перетекать в фотографию.
Первым фотоаппаратом был мамин плёночный Samsung. Такое счастье испытывал, когда мне давали его в руки. Когда мог сделать свой кадр, запечатлеть всю семью на одном снимке. Сильно привлекала и будоражила возможность после оцифровки открыть семейный альбом и найти какой-то застывший на бумаге момент.
Однажды лучший друг принёс в школу цифровой фотоаппарат. Уже точно и не помню какой модели, но в памяти вырисовывается маленькая камерка с зумом, который выезжал и заезжал со специфическим звуком: «вжи-вжи». Тот самый звук, компактность и возможность приближать картинку без потери в качестве вызывали эмоции: «Боже! Вау! Вот это да!». С этой небольшой техникой после уроков лазали по заброшенным местам, фоткали. Так всё потихоньку стало перерастать в первые проекты.
Погружаться в психологию и разбирать собственное творчество стал недавно, потому что осознал, что не задумываюсь, когда что-то делаю. Сейчас начал понимать множество моментов, технических, в том числе, которые подкреплены психологическими факторами. Почти во всех снимках использую зернистость, чтобы отдать некую дань тем прошлым семейным фотографиям, которые были шумными, в плохом качестве.
Также понял, что у меня есть определённые познания и опыт, которых может не быть у других людей, тем не менее не могу назвать себя профессионалом. Всё-таки профи – тот человек, который не забывает про техническую составляющую. Я же каких-то параметров камеры могу не знать, что-то для меня остаётся непонятным и неясным.
Всё, что знаю на данный момент – результат интереса к познанию. Интернет есть у каждого – что-то почитать, посмотреть какие-то лекции можно в любом месте и в любой час. Так и у меня получилось. Где-то в семнадцатом году начал смотреть видео на YouTube, читать статьи про то, как фотографировать. И всё это начало формировать некое, так сказать, представление о том, как вообще должна фотография выглядеть, как нужно снимать, какой фотоаппарат нужно брать. То есть я в этом плане самоучка, никаких курсов, ничего не проходил. Образования у меня по факту никакого нет.
С какими трудностями столкнулся на своём пути? Ну, как вам сказать… Закончив одиннадцать классов, переехал в Кемерово и поступил в медицинский колледж на зубного техника. Тут все начало идти наперекосяк.
Оказался на улице, без крыши над головой, и с каждым днём всё глубже погружался на социальное дно. Как-то раз очнулся в Ленинском районе, в съёмной квартире, похожей на притон. Сидел там на диване, окутанный тьмой и безысходностью. Меня съедала депрессия, словно паразит, питающийся моими последними остатками надежды. Единственным другом, способным вытащить меня из той ямы, стал фотоаппарат.
Постепенно начал задумываться о смысле своей жизни и о том, что я могу сделать с этими фотографиями. Чувствовал, что мне нужно выразить свои эмоции и переживания, но не напрямую, а через искусство. Так и возник пробный проект.
С восемнадцатого по двадцать первый год проводил свои дни, работая продавцом-консультантом. Совмещать работу с творческим процессом было невыносимо тяжело. Хотя не могу сказать, что это было невозможно.
Параллельно с этим уже запустил работу над проектом «Под пыльным небом» и стал набирать подписчиков. Вот представьте себе: пять дней в неделю проводил на работе с утра до вечера. Рабочее время состояло из бесконечных часов стояния на ногах, общения с людьми и выполнения различных обязанностей. Каждую неделю к нам приезжала фура с техникой, которую мы должны были разгрузить, так как у нас не было грузчиков. Таскал холодильники, которые весили в десять раз больше меня. Все это приводило к физическому и эмоциональному истощению. Когда наконец приходил домой, моё единственное желание было просто упасть на кровать и забыться во сне. Но вместо этого я брал свой фотоаппарат и отправлялся фотографировать, даже если это был выходной день.
Многие люди пишут, что автор, наверное, в депрессии. Нет, сейчас у меня всё хорошо. Если кто-то видит в моих фото что-то плохое – значит человек вложил в серию такой смысл.
Я никогда не стремился стать известным или популярным, но понимал, как можно делать вирусные интересные работы. Наверное, объясню это на примере серии фотографий с котом Кейси.
Опубликовав эти фотографии, я отправился спать, даже не представляя себе, что произойдёт на следующий день. Утром проснулся от большого количества уведомлений. Мои фотографии набирали огромное количество просмотров и комментариев. Узнал, что они были распространены многими популярными пабликами и блогерами с миллионной аудиторией.
Осознал, что серия очень быстро распространилась по Интернету. При этом многие люди ждали продолжения серии – требовали новых работ, хотели увидеть больше историй.
Вместо того, чтобы продолжать в том же стиле, решил следовать своим внутренним устремлениям. Вышел на улицу в раннем утреннем свете и решил сделать фотографии, которые не имели никакого отношения к социальным темам или ожиданиям публики.
Делал то, что искренне хотел в данный момент. Если меня интересовала социальная проблема или тема, то глубоко изучал её и создавал работы, отражающие мои мысли. Но если мне не было интересно – я не делал ничего для того, чтобы угодить публике.
Кстати, та серия с Кейси была не просто набором фотографий, а полноценной историей с сопровождающим текстом. Тогда увлёкся работами Дуэйна Майклса, который одним из первых начал экспериментировать с жанром последовательных фото. Его серии больше походили на комиксы.
Вдохновлённый его работами, стал задумываться, смогу ли я создать полноценную историю, используя всего лишь девять фотографий. Понимал, что кошка, например, не может разговаривать, и визуализация истории с её участием будет сложной. Если бы речь шла о человеке, я мог бы использовать образы и позы для передачи настроения и сюжета. Вместо этого мне пришлось добавлять текст, чтобы донести свои идеи.
Сейчас у меня нет чётко выраженных историй. Мои работы скорее объединены общей атмосферой и настроением. Могу обработать их в разных стилях, создавая как тёмные и мрачные, так и светлые и яркие композиции.
Первый опыт видеосъёмки был на открытом воздухе. Бродил по заброшенным местам. Всё это были статичные кадры, которые создавались для архивной записи.
Самым первым видеороликом в группе «ППН» была склейка различных кадров, которые я снимал на протяжении определённого периода.
Со временем наскучило просто снимать одно и то же. Пришло осознание, что нужно добавить сюжет в свои работы.
В девятнадцатом году выпустил первые короткометражные фильмы – черно-белые истории длительностью около пяти-семи минут под названием «Антиутопия за окном». В них были зарисовки, в которые я пытался вложить некий глубокий смысл.
Позже я познакомился со своей девушкой Настей. У неё были удивительные музыкальные данные и она умела играть на гитаре. В отличие от неё, я не обладал навыками игры на музыкальных инструментах, но всю жизнь мечтал о том, чтобы быть частью музыкальной группы или хотя бы работать в этой сфере.
В один день решили просто попробовать что-нибудь сделать вместе. Настя начала играть на гитаре, а я решил в это время снимать некоторые кадры у окна. Уже при монтаже увидел, что получилось что-то милое. Тогда возникла идея: «А что, если добавить ещё несколько кадров и сделать полноценное музыкальное видео?». Захватил больше кадров, изменил ракурсы и приступил к монтажу.
Стал все больше погружаться в этот творческий процесс – начал изучать основы звукозаписи, писать собственные тексты песен, создавать спонтанные проекты на музыку любимых исполнителей и постепенно выходить на сотрудничество с развивающимися музыкальными группами.
Мы решили продолжать создавать музыку и выпустили наш первый альбом, который был в основном акустическим. Я занимался написанием текстов песен, а Настя была нашим вокалистом. Позже к нам присоединился гитарист Максим, и теперь у нас есть барабанщик Рома. Таким образом, мы сформировали команду и начали работать вместе. Роман отвечает за сведение песен, а Максим не только играет на гитаре, но и отвечает за концепцию песен и их звучание.
Когда у нас появилось больше участников, поняли, что пора перейти на более профессиональный уровень и начать записываться в студии. В данный момент все наши записи происходят именно там. Однако мы делаем гораздо больше, чем видно в нашей группе. У нас регулярно проходят репетиции, уже записали одиннадцать песен для альбома. Правда, пока ещё неизвестно, когда он выйдет. Скорее всего, сингл из альбома увидит свет в июле, а сам альбом, возможно, в августе или сентябре. Над ним мы работали очень долго и вложили в этот процесс много усилий. Он будет достаточно тяжёлым по звучанию. Мы уже опубликовали два сингла, которые передают общую атмосферу альбома.
Текст – Дарья Труфанова.
Фото, скриншоты и видео – архив Константина Савельева.
Подпишитесь: