Красноярск: пробки 4
Владимир Захарушкин: «Для победы нужен дух»

Владимир Захарушкин: «Для победы нужен дух»

2017-10-26

Мастер спорта СССР, кузбасский тренер высшей категории. Его ученик – тяжеловес Анатолий Малыхин 7 октября стал победителем на чемпионате мира по MMA (смешанные единоборства), который проходил в Астане. Как говорит о своем ученике Владимир Витальевич, у него колоссальная целеустремленность и работоспособность. И все же – это победа навряд ли бы состоялась, если бы в свое время Анатолий Малыхин не взял самое лучшее от вольной борьбы.

- Владимир Витальевич, как получилось, что вы связали свою жизнь с вольной борьбой?

- Благодаря старшему брату, да и отцу тоже. Мы ведь мы родом из деревни Городок Кемеровского района, вот такое название (улыбается). Хорошая была деревня, вдоль Томи. Места такие красивые! Сейчас ее нет. Но мы до сих пор собираемся все вместе раз в году, устраиваем посиделки.

Отец, когда вернулся с войны, женился на маме. Они были знакомы с детства. Когда он уходил, она была совсем девчонкой. Старший брат родился в 1948-м. Отец был классный кузнец, а мама хотела стать педагогом, даже поступила в училище в городе. Но родились дети, и она бросила учебу.

Отец рассказывал, что когда его призвали в армию, он был невысокого роста, но хорошо боролся. Конечно, он не знал всех приемов, но там была хорошая подготовка. А так как он был юркий и выносливый, то побеждал высоких и сильных. Ведь в борьбе сила – не самое главное. Здесь многие факторы играют роль. Отец мне рассказывал свои истории, и я гордился им.

Мои предки по линии мамы родом из КОМИ АССР. У них была фамилия Селивановы. Ее родители поехала в Сибирь по переселению в 1905 году. Тогда была реформа Столыпина. Давали «подъемные», чтобы люди осваивали Сибирь. А моя бабушка до этого жила в Архангельской губернии в Яренском уезде в деревне Буткан. И нас здесь в Сибири называли зырянами. Это вообще-то, коренное население КОМИ.

В первый класс я пошел в своей деревне. Мне очень нравилось учиться. Первая учительница была Гертруда Петровна Шабалина. Представляете, на всю деревню одна школа, и в одном помещении все вместе занимаются дети первого, второго, третьего и четвертого класса. Мы учились друг у друга. Ученики Гертруды Петровны всегда отличались твердыми знаниями. Я всегда ее вспоминаю с теплотой.

А потом мои родители переехали в Кемерово, и с нового года я пошел в кемеровскую школу. Второе полугодие первого класса - на новом месте и, конечно же, одноклассники решили меня испытать. А я маленький, никого не знаю, они меня гурьбой после школы встретили. Давай, говорят, поборемся. Я одного положил, второго, третьего, после этого меня стали уважать. Как-то на улицу вынесли ребята боксерские перчатки. Кто кого. Я тоже решил поучаствовать. Меня бьют, я нападаю. Как только перевес на моей стороне, взрослые кричат: стоп. Я думаю, что ж это за правила такие? И когда наши ребята записались на бокс, я пошел на борьбу. В то время старший брат уже занимался вольной борьбой у Ивана Ивановича Вахтеля. Он много мне рассказывал об этом, особенно о своем тренере.

- И как это было?

- Пришел в спортзал. Тогда Иван Иванович Вахтель ушел служить в армию. И вместо него тренировал его брат – Владимир Иванович. Я прихожу и говорю: «Хочу записаться на вольную борьбу». Он: «Хорошо, раздевайся». А я стесняюсь, говорю: «Не могу, я не готов». У меня спортивной формы с собой не было. Неудобно. На мне трусы до колен и носки. Ничего, говорит, нормально. Разделся. Владимир Вахтель был молодой и сильный, показывал приемы, которых я никогда не видел. Строгая дисциплина на тренировках для меня была не проблема, нас родители в этом смысле хорошо воспитали. Я был невысок ростом, но очень вынослив. Каждое лето нас родители отправляли в деревню к дедушке и бабушке. Мы косили, готовили сено, пилили и кололи дрова, окучивали картошку на тридцати соток. Все лето работали. Поэтому для меня тренировки до изнеможения – это было нормально. Позже мы перешли в Трудовые резервы. Если сейчас посчитать, сколько залов за то время мы прошли с тренером, наверное, наберется c десяток.

- Чем запомнились первые соревнования?

- Это были товарищеские турниры. Владимир Иванович Вахтель устраивал в бассейне между своими воспитанниками соревнования в выходной день, чтобы увидеть, как кто борется. И это было правильно. Я почему-то недооценивал себя, и это была моя ошибка. Физически был сильным, но психологически был не готов к победе. Я говорил себе: «Надо дать отпор сильным борцам». А стоило говорить: «Я буду победителем».

Теперь я это понимаю и говорю ребятам – надо внушать себе уверенность в победе. Ты можешь победить. Психологический настрой на победу надо воспитывать в детях на раннем возрасте.

А если говорить о первых профессиональных соревнованиях, то они были в Белово – Облсовет «Спартак». Там была такая история. Мой товарищ сказал, что в Белово выиграть практически невозможно. Если моего друга, который занимался больше меня, положили на лопатки в течение 45 секунд, то что будет со мной? Переживал, конечно, ведь я тренировался всего около года.

Вышел на ковер. Понятно, что Василий Вельдин выиграл тогда. Бросил меня так, что я дышать не мог. Это был мой первый турнир. А потом, я стал у него выигрывать и побеждать в «Спартаке».

Когда я вернулся из армии Новосибирского СКА, заниматься не мог, перетренировался, постоянно держалось высокое давление, поэтому решил заняться тренерской работой. И опять я пришел к своему тренеру Владимиру Ивановичу Вахтелю. Он меня познакомил с физруком кемеровской школы №12 Робертом Викторовичем Чижиковым. Позже с Робертом Викторовичем я перешел в новую школу №28.

В 28-й школе у меня был отдельный спортзал, и я был очень счастлив. В то время очень много ребятишек ходило на борьбу. Район только-только развивался, много было молодых семей. Я начал работать ежедневно. В первый день ко мне приходили 4 группы по 20 человек. На второй день – 3 группы по 20 человек. Нагрузка была большая. И тогда я пригласил Ивана Михайловича Бухтоярова. Часть учеников отдал ему. А с теми ребятами, кто хотел добиться в борьбе серьезных результатов, я стал заниматься два раза в день. С утра в 6.30, чтобы ребята успели до уроков, и вечером – после уроков. Именно там у меня появились первые кандидаты и мастера спорта. В этой школе я отработал пять лет. Хорошие были времена!

- Владимир Витальевич, что, на ваш взгляд, не хватает действующим кузбасским борцам для победы?

- Правильной установки. Как это ни парадоксально звучит, но не все ребята до конца осознают, зачем они приходят заниматься вольной борьбой. Нет целей, нет ориентиров. Одни говорят: хочу стать мастером спорта. Хорошо, а что дальше? Или: хочу на соревнованиях выложиться по полной. Понятно, а зачем? Редко у кого стоит четкая цель: я стану победителем. А ведь от того, как и на что человек себя настраивает, таков будет и результат. Я как-то пригласил к себе на тренировки психолога, чтобы он побеседовал с ребятами и выяснил, чего они хотят на самом деле. Так вот большинство из них затруднилось ответить на этот вопрос. Когда у тебя нет четкой формулировки, для чего ты это все делаешь, жизнь может сыграть с тобой злую шутку.

Как бы то ни было, но веру в свои силы у ребенка надо формировать с детства. Это работа тренеров и родителей. Если отец Анатолия Малыхина выработал у сына установку – верь, тренируйся и ты победишь, Анатолий так и живет. Тренируется и добивается результатов. Он весь в спорте, энергичный и целеустремленный.

Но и самим ребятам надо настраивать себя на победу. Ложиться с этой мыслью и вставать вместе с ней. За ночь у человека в голове все ненужное отсеивается и остается одна лишь главная цель.

Правда, бывают случаи, когда родители мешают своим рвением, им нужен сиюминутный результат. Тренировался у меня один мальчик, отец которого чуть ли не с первых дней ждал от сына победы. А мальчишка был действительно способный, перспективный. Пришлось отцу разъяснять, что ребенка надо беречь, не перенапрягать, сохранить здоровье и главное - желание бороться. Дать сформироваться организму, чтобы в будущем парень смог занимать первые места и не «перегорел» раньше времени. А то получается так. Мы набираем отличных и толковых мальчишек, которые рвутся в бой, да еще родители их торопят, тренеры начинают их гонять как взрослых и, в итоге, ребята просто «выхолащиваются». Когда надо побеждать на серьезных соревнованиях, у них уже нет ресурса. Я сам через это прошел. Поэтому когда стал работать тренером, берег своих ребят. У меня не было перетренированных детей. Оглядываясь назад с учетом многолетнего опыта, я пришел к выводу, что будущих борцов надо развивать постепенно, без перегрузок, разумно ставить задачи, чтобы в дальнейшем они стали чемпионами, и не «терялись» по дороге на пьедестал.

Марина Кларисс

На фото: Анатолий Малыхин с тренером Владимиром Захарушкиным

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: