Иркутский областной суд рассмотрел в апелляционном порядке гражданское дело по исковому заявлению к Министерству финансов Российской Федерации.
Супруги Деменковы в 2020 году приобрели 2-комнатную квартиру. Все необходимые документы продавец предоставила, включая справку, что кроме неё больше никто там не живет. Сделка прошла успешно. Получив ключи, семья провела капитальный ремонт, купила необходимую мебель и технику, отпраздновала новоселье. А через 1,5 года Деменковы неожиданно получили повестку в суд, куда их вызвали в качестве ответчиков по делу о… незаконной продаже квартиры.
Оказалось, что ранее в ней жили 60-летний мужчина и его мать. В 2012 году мужчина жестоко убил мать и по результатам психиатрической экспертизы был приговорён к принудительному лечению. Пустовавшую несколько лет квартиру муниципалитет не перевёл в свою собственность, и кто-то этим воспользовался. Проверяя череду сделок с этой квартирой, специалисты обнаружили, что в документах о первоначальной продаже, прошедших регистрацию в Росреестре, была подпись женщины, убитой за 8 лет до сделки. Бумаги были заверены нотариусом.
Деменковы оказалась 4-ми покупателями этой квартиры. По решению суда они были вынуждены освободить квартиру, которую купили в ипотеку до 2043 года. Супруги обратились в суд, настаивая на признании их добросовестными покупателями, так как Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает компенсацию из казны в подобных случаях. В январе 2024 году они получили статус добросовестных приобретателей и потребовали возместить затраты, понесенные ими в связи с приобретением квартиры, а также проценты, уплаченные банку, общая сумма которых составила около 4 миллионов рублей. Эти деньги позволили бы им погасить долг перед банком.
В августе 2025 года Кировский суд удовлетворил иск Деменковых о выплате компенсации в полном объёме. Однако представители Минфина направили апелляционную жалобу. 1 декабря 2025 года Иркутский областной суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Но пострадавшая семья не исключает, что Минфин подаст кассационную жалобу.